Безусловно, темп развития у всех деток разный. Кто-то раньше начинает разговаривать, а кто-то прыгать на двух ногах или рисовать шедевры. Но все же родители должны знать, что должен знать и уметь трёхлетний ребенок.
У трёхлеток уже многое получается, поэтому дети в этом возрасте хотят быть самостоятельными. Ребёнок многое может сам, без помощи, что-то может быстро повторить по примеру взрослого.
К 3-м годам малыш умеет ходить на цыпочках, уверенно бегает, прыгает на двух ногах, недолго стоит на одной ноге, перешагивает препятствие на полу, катается на самокате, трёхколёсном велосипеде, ходит по наклонной плоскости, перемещается по многим конструкциям на детской площадке, может одновременно петь и топать, кружиться и хлопать, самостоятельно ходить по лестнице чередующимся шагом, переливать жидкость (чай, компот, воду) из одной чашки в другую, переворачивать страницы в книге.
Многие трёхлетние детки хорошо играют самостоятельно продолжительное время. Но даже если малыш не беспокоит вас, все же незаметно поглядывайте, что он делает, чем увлечен. Создавайте безопасные условия пребывания ребёнка в помещении. Следите за окнами и балконами, режущими и острыми предметами. У маленьких детей не должно быть доступа к открытым окнам и балконным дверям, ножам, электрическим приборам и т.п.
Обязательно ежедневно играйте с ребенком хотя бы непродолжительное время. Это должны быть подвижные игры: прыгаем как лягушка, изображаем животных, потягиваемся как кошечка, слушаем музыку и танцуем, преодолеваем полосу препятствий.
Для преодоления полосы препятствий не обязательно идти на спортивную площадку. Вы можете легко соорудить её дома, чем доставите малышу искреннюю радость.
Например, из кубиков и длинной линейки или дудочки постройте препятствие для перешагивания. Причем, после удачного преодоления препятствия, подкладывайте под линейку еще по кубику. Увидите, как будет радоваться малыш при виде высокой планки, которую он может перешагнуть! В дальнейшем, когда малыш научиться прыгать, такое сооружение используйте для прыжков в высоту. Начинайте, конечно же, с небольшой высоты.
Опять же из кубиков или деталей конструктора можно выложить бордюр узкой дорожки, по которой ребенок должен пройти, не повредив сооружение.
Если позволяет обстановка, позвольте ребёнку забраться на диван (через боковую спинку), пробежать по нему, перебраться на кресло, затем на диванные подушки и опять на диван и т.п.
Проявляйте фантазию, используйте подручные материалы для домашних подвижных игр. Польза тройная: ребёнок рад, ребёнок физически развивается, ребёнок учится играть с «заменителями». Обыкновенный кубик в его дальнейших играх может стать не только деталью для строительства…
Подвижные игры помогут малышу стать более ловким, крепким, улучшат координацию.
Здоровый ребёнок должен обязательно активно гулять на свежем воздухе. Хорошо, если неподалёку от дома есть детская площадка. Если нет, опять же проявляйте фантазию. Не забывайте брать на прогулку мяч, самокат или велосипед и т.п.
Трехлетние дети хорошо ориентируются в пространстве. Они уже хорошо помнят дорогу до любимой детской площадки, до дома, знают, что и где находится в квартире.
Ребёнок может описать предмет: маленький или большой, твёрдый или мягкий, пушистый-гладкий. Может сложить несложный пазл из 2-4 частей или узор из мозаики. Кстати, для пазлов используйте обложки отслуживших книг-раскрасок. Обычно они яркие, из плотной бумаги. Разрежьте лист на четыре части и предложите ребёнку собрать картинку. В дальнейшем можно разрезать картинки треугольниками или разрезайте лист на восемь частей.
Малыш в этом возрасте знает части тела животных, предметы мебели и посуды, некоторые деревья и растения, с удовольствием рассматривает книжки с иллюстрациями, самостоятельно переворачивая страницы. Любит слушать аудиосказки. Различает времена года, понимает значения «один», «два», «три». Некоторые детишки уверенно считают до пяти и десяти. Трехлетки знают не менее 5-ти цветов, умеют рисовать прямые линии, штрихи, круг, с удовольствием рисуют солнышко и травку. В дальнейшем – человечка. Правда, глаза у него могут быть разного размера и рот на щеке, но все равно – это шедевр!
Малыш знает и называет несколько геометрических форм: треугольник, круг, прямоугольник, овал, квадрат, многоугольник.
Дети этого возраста делают шарики и колбаски из пластилина или теста. С удовольствием украшают маленькими шариками ваши пластилиновые поделки: цветы, вазы, чашки, машинки и т.п. Трехлетние малыши уже находят несколько отличий между предметами, идентифицируют два похожих предмета. С удовольствием отгадывают загадки, повторяют несложные скороговорки.
Но для того, чтобы малыш радовал вас такими достижениями, с ним необходимо заниматься. Ежедневно читайте ему книжки, занимайтесь по детским пособиям. Сейчас в продаже множество увлекательных книжек с интересными заданиями для малышей.
Кстати, казалось бы, такое никчемное занятие как наклейки, приносит немало пользы. Во многих книжках есть странички с наклейками. Поначалу вам придется самим отклеивать их, а малыш будет их клеить, куда ему захочется: может в книжку, может на спинку дивана или в специальную тетрадь. Но уже к трём годам он сам научится их отклеивать и уверенно приклеивать к выбранному месту. Когда ребёнок занимается такой «мелкой» работой, у него развивается моторика, массируются кончики пальцев, что благотворно сказывается на мозговой деятельности.
Трёхлетние дети с удовольствием играют в «магазин». В процессе игры учите его здороваться, говорить, что он желает купить, благодарить, прощаться. Игра в «магазин» может плавно перейти в игру «приготовление еды» или отвоз покупок на машине домой. Причем, увлеченный ребёнок уже без вас продолжит жарить «кабачки» из желудей и грибы из пластилина! Ваша задача – вовремя предложить ему игрушечную посудку, плиту или подходящую машинку.
Многие боятся кризиса трёх лет. Да, если с малышом не общаться, не объяснять ему происходящее, получите протесты по «полной программе». Но если опять же, включите фантазию и на любой отказ предложите рассказать нехитрую историю, как одна или один мальчик не хотели спать, кушать, пить лекарство и т.п. и что с ними произошло, увидите, как легко и быстро малыш забудет о протесте и сделает всё как надо. Но будьте готовы к тому, что в следующий раз на вашу просьбу, допустим, вымыть руки, ребёнок попросит: «А расскажи про мальчика, который не хотел мыть руки!» Будьте добры, тут же рассказать об этом мальчике и похвалить своего малыша, что он не такой!